19.gif (12993 bytes)Линия Маннергейма на
Выборгском направлении

Укрепузлы "СУММАЯРВИ" и "СУММАКЮЛЯ"
(Высота 65,5,  ДОТ "Миллионный")
Укрепузлы: 
"Инкиля", "Лейпясуо", "Суурниеми",
"Муолаа", "Салменкайта"











    Укрепузлы "СУММАЯРВИ" и "СУММАКЮЛЯ"
Основные бои шли в р-не с. Каменка - с. Гаврилово.  Укрепузлы, оборонявшие этот район Карельского перешейка называются "Суммакюля" и "Суммаярви". В силу разных обстоятельств этот район оказался на линии главного удара Красной Армии, и таким образом эти два укрепузла сыграли основную роль во всей финской обороне. Населенных пунктов Сумма и Хотинен, названия которых часто встречаются в разных текстах, не сохранилось. Они были полностью разрушенны во время военных действий.

    Укрепузел "Суммакюля"
Схема  укрепузла
    Дорога от Каменки на Выборг  ~6 км, на повороте дороги с двух сторон бр. могилы, за ними  (~ 1 км.) лес отступает от дороги и справа на холмике крест. Он стоит на одном из взорванных дотов. (Слева для ориентира садовые участки). Далее лес снова подступает к дороге и метров через 800 в лесу справа (метров 50 от дороги) огромный бункер командного пункта финнов (Sk16) . После взрыва огромную крышу бункера вскрыло как консервную банку и откинуло на оставшуюся часть крыши. У входа висят   таблички на финском и русском в память о жертвах. 
ДОТ Sk-10 Сразу за холмиком с крестом вправо уходит лесная дорога, на ней через ~200 метров будет поворот направо.   Нам туда. Для ориентира сразу после поворота метров через 50  слева должна быть большая братская могила финских солдат. Белый памятник и цепи на столбиках. Если могила есть, то поворот выбран верно. Эта дорожка выведет метров через 500 к ДОТу. Дорога подходит к тыльной части ДОТа и упирается в него. ДОТ большой, можно пройти во внутренние помещения. В средней части ДОТа имеется уникальное для укреплений линии Маннергейма устройство. Это механизм для подъема/опускания пулемета. От этого механизма остались направляющие и некие колесики. ДОТ не участвовал в боях т.к. находился в стороне от направления ударов РККА. Был взорван после отступления финнов.
ДОТы Sk-12, 18, 8 и 9. Возвращаемся к повороту и идем направо (снова по первой лесной дороге), доходим до перекрестка лесных дорог и поворачиваем налево, метров через 50 дорога пересечет противотанковый ров. Идем направо вдоль рва (дорог и тропинок там нет). Скоро слева метрах в 50 от рва будет ДОТ Sk-12, и там же у самого рва недостроенный Sk-18. Идем вдоль рва дальше, пока ров не упрется в болото. Тут ров переходим и попадаем на два ДОТа Sk-8 и Sk-9. 
ДОТ Sk-2. Возвращаемся на шоссе и заезжаем в поворот напротив. К дачным домикам. На развилке направо до конца. Оставляем машину и дальше пешком. Перебираемся через противотанковый ров (ров идет перпендикулярно шоссе), находим тропинку вдоль рва и идем по ней от шоссе. Примерно через 600 метров  от тропинки будет ответвление налево через ров. Перебираемся снова через ров и попадаем прямо к ДОТу. ДОТ огромный. Восточный каземат, к которому мы вышли, неплохо сохранился. Остались целыми все амбразуры, внутри видны даже крепления для станка. Огромное отверстие на крышке ДОТа было пробито во время штурма накладным зарядом тротила, остальные разрушения ДОТа были сделаны позднее уже после его захвата. Вход в подземные казармы находиться под дыркой в крышке. Казармы сохранились неплохо. 
P.S. В этом году после Питерских ураганов почти все дороги и тропинки в тех местах оказались завалены деревьями. Так что говорить про проезд на машине не приходиться, там даже пешком трудно идти.
Координаты ДОТов узла Суммакюля для GPS, все координаты в системе WGS84
Sk10: N 60°30'20,6" EO 29°01'58,3"
Sk2: N 60°30'16,0" EO 29°00'14,1"
(координаты  любезно предоставлены  Егоровым Андреем)
 

  Укрепузел "Суммаярви"
Схема укрепузла
  Этот укрепузел оказался на самом острие главного удара Красной Армии. Здесь, у высоты 65,5 и  высоты "Язык", и развернулись наиболее драматические страницы Зимней Войны. Здесь же и была прорвана линия Маннергейма. Укрепузел "Суммаярви" удерживал непрерывные каждодневные атаки Красной Армии в течении 2,5 месяцев. Интенсивность боевых действий на этом небольшом участке была самой большой во всей войне. Получилось, что этот трехкилометровый укрепузел стал ключом ко всей линии Маннергейма, да и ко всей Зимней Войне. 11 февраля 1940 года укрепузел "Суммаярви" перестал существовать. Первым пал ДОТ "Форт Поппиус" на высоте 65,5, затем ДОТ "Миллионный" на высоте "Язык". Захваченные ДОТы сразу же подорвали. Дорога на Финляндию стала открытой. В образовавшееся окно хлынули наступающие дивизии Красной Армии. Дальнейшая оборона на других укрепузлах линии Маннергейма стала бессмысленной  и финны оставили свои укрепления и отошли на запасные позиции ближе к Выборгу. Основная полоса линии Маннергейма пала.
    По все параметрам  укрепузел "Суммаярви" больше всего подходит для ознакомления с линией Маннергейма. Историческая роль укрепузла, хорошая доступность для автотранспорта, неплохая сохранность общей картины боевых действий (рвы, надолбы, траншеи, ДОТы, много осколков, амуниции, колючей проволоки и т.п.).   К тому же, в состав укрепузла "Суммаярви" входит один из самых крупных ДОТов линии Маннергейма - знаменитый ДОТ "Миллионный".  Боевые казематы ДОТа практически полностью разрушены, но попасть во  внутренние вспомогательные помещения можно. Некоторые из этих помещений совершенно не пострадали.
    Сейчас этот укрепузел находится на территории танкового полигона, но проехать туда можно совершенно свободно, хотя, если идут учебные стрельбы или маневры, то лучше выбрать другое время. 
   Как проехать на высоту 65,5
    Самый удобный путь - это через Гаврилово. Автобан на Выборг, поворот на Гаврилово. Поворота два, нам нужен главный. Он первый от Питера, асфальт. Доезжаем до ж/д перезда (3,5 км), переезжаем на другую сторону и прямо мимо домов. Затем у леса дорога раздваивается, нам на левую (она почти идет прямо, только чуть влево). Это начало грейдера. Ехать все время прямо (будут ответвления и просеки). Минут через 15-20 дорога пойдет в гору (на высоту 65,5) и когда подъем кончиться, надо смотреть справа огромный рукотворный холм с остатками деревянных лестниц (справа от него геодезический знак). Это примерно в 9,5 км от Гаврилово. Прямо за холмом ДОТ "Форт "Поппиуса". На другой стороне дороги начинаются полевые позиции финнов. Там несколько братских могил и много раскопов. 
    ДОТ артподдержки в метрах 500 в сторону Гаврилова с этой же стороны метрах в 20 от грейдера. Напротив этого ДОТа с другой стороны грейдера начинается лесная дорога, ведущая к  восточному краю укрепузла. Ехать метров 300.  Там один ДОТ и несколько взорванных ДЗОТов и блиндажей. За линией надолбов начинается болото. 
    К ДОТу "Миллионному" на высоте "Язык" можно проехать так: проезжаем дальше в сторону Каменки (~1-1,5км), слева будет песчаный холм (большая куча песка) с остатками сооружений полигона (доски, щиты), за ним справа метров через 100-200 направо, перпендикулярно грейдеру,   уходит дорога. Едем по ней. Дорога спуститься в лощину (на спуске много не раскатанного песка)**,   и в самом низу вправо пойдет еще одна дорога (как бы обратно и параллельно грейдеру). Едем по ней ~1,5-2 км. Самые тяжелые бои проходили как раз в этой лощине между двумя ДОТами  (Форт Поппиуса и Миллионный). Наши наступали примерно по линии этой дороги и чуть выше. Наибольшие потери части Красной армии понесли у линии надолбов, которую эта дорога пересекает. и сразу за ними. Красноармейцы прозвали это место "лощиной смерти". После линии надолбов метров через 300-400 будет развилка (пересечение двух дорог). Нам надо налево. Дорога пойдет через редкий лес и метров через 400 крутой подъем на высоту "Язык". Слева от дороги метрах в 50-100 много финских траншей.  Рекомендую их посмотреть. Это полевое заполнение укрепузла. 
    Все дороги вокруг грейдера практически проходимы для любой машины в любую погоду (кроме зимы). Ко всем большим ДОТам можно подъехать почти вплотную. Много мошек и комаров.
** Можно застрять на обратном пути, рекомендую заезжать с разгона и стараться прижаться к обочине.. Переднеприводные машины лучше преодолевают такие препятствия задним ходом (это на случай, если не сможете заехать нормально). 

Схема расположения ДОТов на высоте 65,5 и рядом  Составлена автором для общей ориентации относительно населенных пунктов и дорог. 
Схема №2 составлена по собственному опыту. Масштаба нет, т.к. сориентироваться по расстояниям очень сложно. Могут быть ошибки и во взаимном расположении проселков ввиду их большого количества. Но общее расположение ДОТов и направление движения правильное. 

    Если по какой-то причине грейдер со стороны Гаврилова непроходим, то можно добраться другими способами
    1. Все дороги, ведущие в лес вправо от шоссе Каменка-Выборг  в сторону основного узла обороны непроходимы для автотранспорта. Т.е. проехать можно, но переправа через речку невозможна. Переправиться можно только в одном месте. Проехать после бункера на шоссе Каменка-Выборг еще около километра и вправо пойдет дорога на которой стоит будка с шлагбаумом (въезд на полигон). За ней развилка. Вам прямо через поле мимо мишеней для стрельбы. Дорога спускается к реке. Мост представляет из себя перекинутые бревна на высоте метра 3 над водой на старой финской плотине.  Если уверены в себе и в машине то рискуйте. Я  на Гольфе переехал. Далее по лесной дороге до грейдера (широкая дорога, усыпанная черным гравием). Состояние отличное. Можно спокойно ехать со скоростью 60-70 кмч. По грейдеру направо до высоты 65,5 (см выше). . Если шлагбаум у будки закрыт, то можно свернуть сразу за первым дотом (с крестом) направо и ехать по песчаной дороге. Если машина имеет низкую посадку или перегружена, следите за дорогой. В песке посредине встречаются камни, можно задеть дном. Будьте внимательны. По этой дороге ездят БТРы с большой скоростью. Если  вовремя не заметят, то.....   Включите дальний свет на всякий случай. Дорога через 2-3 км заворачивает налево назад и выходит к развилке у будки с шлагбаумом. Рядом сооружения стрельбища и палатки. На развилке направо через стрельбище к мосту. 
   2. Но лучше всего проехать от Каменки. Дорога на Кирилловское. Км. 1,5. Налево поворот. Указатель "Танковая директриса". Асфальт кончается у будки с шлагбаумом, далее грейдер. Видимо, когда стрельб нет, то шлагбаум открывают. От шлагбаума до высоты 65,5 примерно 5 км. После того, как кончатся сооружения стрельбища (мишени, холмы, рвы, разные знаки) грейдер пойдет по пустынной местности с мелким подлеском. В этих местах и произошло самое крупное сражение Финской войны. Точно указать место, где надо выходить и смотреть доты я затрудняюсь. Местность очень однообразная и четких ориентиров нет. Песчаные дороги в большом количестве отходят вправо и влево. За основной ориентир можно взять общий уклон местности. Линия обороны проходит по самому верху. За ней грейдер начинает еле заметно спускаться. Еще ориентиром может служить опушка высокого леса. В этом случае холм у "Форта Поппиуса" будет слева, а ДОТ артподдержки дальше.

   Немного подробнее про некоторые ДОТы у высоты 65,5

ДОТ артподдержки укрепрайона. ДОТ очень сложен по конструкции и разобраться в его устройстве проблематично, несмотря на хорошую сохранность основных стен. Он представляет из себя длинные защитные бетонные стены с контрфорсами, сходящиеся под углом в одной точке. Между ними и за ними собственно боевые и вспомогательные помещения. Крыши нет. Что было сверху сейчас на понять (возможно стальные плиты с колпаками и башнями) Легко различимы орудийные капониры и входы.  Видимо, для того, чтобы взять этот ДОТ, необходимо было пробить эти стены. Иначе не попасть снарядами в обитаемые части дота. Впечатляют следы от попаданий снарядов. Сквозных очень мало. Там где нашей артилерии удалось пробить первую стену, снаряды били в следующую. Их следы четко видны. В некоторых выбоинах можно найти осколки снарядов. Если походить в ДОТе и вокруг, то можно попытаться восстановить картины боев. Вся местность усеяна огромным количеством воронок разного размера. Поражает плотность огня. Во многих больших воронках несколько поменьше. Часто воронки сливаются в сложной формы ямы.  Это сооружение так же применялось финнами еще до начала войны для испытаний на устойчивость к снарядам различных конструкций и материалов. 
Еще материалы по этому ДОТу

ДОТ "Миллионный"   находится на вершине сопки, с другой стороны глубокий овраг и дальше озеро. ДОТ двухэтажный (или скорее двухуровневый). Конструкция и история  ДОТа "Миллионный" (в сводках Красной Армии он именуется под  №0011) приведена в  статье В.И. Смирнова в журнале "Цитадель" №3(8), 98 г. 
    Внутрь можно попасть со стороны оврага через западный каземат.  Большая, развороченная взрывом часть дота и в глубине развалин слева маленький лаз. Попадаешь в длинный бетонный корридор, лестница, помещения слева, лестница вверх, прямо огромный зал с входами слева сбоку в помещения, далее еще такой же зал, но почти заваленный, прохода дальше нет. Надо быть внимательным, очень много свисающей арматуры. Подземный комплекс занимает всю сопку. Впечатляющее сооружение. Вокруг окопы, рвы, надолбы. Можно найти стрелянные  гильзы, цинки, ящики, осколки мин и снарядов, магазины от автоматов и пулеметов, противогазы, каски, котелки и т.п.  Чтобы запечатлеть все это необходима видеокамера. Фотоаппаратом не передать всего объема сооружений. Так же необходим хороший фонарь (лучше каждому свой). По всей территории укрепузла "Суммаярви" встречаются стрелянные снаряды-болванки с оперением от современных танковых орудий. Видимо те, которые не попали в мишени и улетели дальше. Рекомендую осмотреть помимо ДОТа и всю высоту. На ней много траншей, рвов, блиндажей.
Еще материалы по этому ДОТу

  ДОТ "Форт Поппиуса"   От ДОТа практически ничего не осталось. Огромную подземную крепость взорвали полностью. Остался только кусок одного из казематов с входом. Если походить в лесу за этим обломком, то можно разглядеть на большом участке (до следующего проселка) большое количество воронок и провалов с торчащими из них кусками бетона и арматуры. Это все и есть ДОТ "Форт Поппиуса", вернее то что от него осталось.
Еще материалы по этому ДОТу



    ДОТы на Приморском шоссе у озера Высокинское (Укрепузел "Инкиля") Берем современную карту области и находим озеро Высокинское (самое ближнее озеро к Финскому заливу, имеет вытянутую форму). Его край ближе к Питеру. Шоссе проходит между озером и заливом. Не доезжая до озера  ~ 2 км. со стороны Питера шоссе пересекает по мосту глубокий овраг (мост есть на картах). За мостом метров через 100 слева и справа от дороги метрах в 50 два больших ДОТа.  INK-6 и INK-7. Оба частично взорваны, но понять их устройство и взаимодействие можно. Овраг является противотанковым рвом, за ним несколько рядов надолбов. 
У станции Рябово есть еще два дота: INK-1 и INK-2 . Возвращаемся по шоссе от ДОТов INK-6 и 7  всторону Питера и сварачиваем налево на шоссе к Рябово. Проезжаем ж/д переезд, потом слева будет местный магазин, ищем поворот налево на дорогу между поселком и озером. Поворачиваем, проезжаемтипа мостика через ручеек и доезжаем до последних слева домов. Сварачиваем с асфальта налево и едем вдоль заборов в сторону ж/д. Проезжаем как можно ближе к ж/д. Тут машины оставляем, закрываем и дальше идем пешком. Переходим через полотно ж/д, и идем налево, пока не появиться проселочная дорога, идущая  от полотна вглубь. Идем по ней примерно с километр и выходим на поляну с изгородью для выгона скота. Справа на горке окопы и траншеи.  ДОТ  INK-1 стоит слева на краю поляны. Мимо не пройдете. В руинах ДОТа среди мотков колючей проволоки были замечены гадюки. Справа от поляны, на горке фундаменты, видимо старые финские хутора. Идем дальше по той же дороге. Дорога начинает подниматься в гору и выходит  на пересечение с просекой. Поворачиваем налево на просеку и метров через 100 слева надо искать ДОТ INK-2. ДОТ небольшой, одноамбразурный, но полностью сохранившийся. 


  ДОТы у ст. Лейпясуо (Укрепузел "Лейпясуо")
Карта 
    109 км.  "Скандинавии". Слева рекламный щит и за ним поворот налево в лес. Поворот заметный, обнесен столбиками и по началу даже асфальт. Часто туда сворачивают машины и рядом с поворотом стоят фуры. Объясняется это тем, что там недалеко маленькое лесное озеро. Поворачиваем и едем до развилки 5 лесных дорог. Нам во вторую слева (первая ведет к озеру). Ехать до конца дорожки (будет ответвление влево, но нам прямо). Дорожка закончиться на поляне, вернее она пойдет дальше к мосту, но станет совсем непроходимой. Смотрим налево - ДОТ LE-7 выходит западным казематом прямо на поляну. ДОТ большой. Имеется средняя часть с печными трубами и восточный каземат с другой стороны холма. В восточном каземате есть вход в подземную часть. Переходим поляну и дорогу и ищем ДОТ LE-6. Он находиться примерно метрах в 70-100 от предыдущего ДОТа в сторону ж/д. Оба ДОТа были захвачены после длительного артобстрела из 152 мм орудия прямой наводкой с дистанции 100-150 метров с полотна ж/д. 


      ДОТы у южного берега оз. Глубокое  (Укрепузел "Суурниеми"). 
О расположениии и состоянии ДОТов   укрепузла Суурниеми рассказывает участник недавнего пешего похода по линии Маннергейма Петр (Rainbow).  Нумерация  по   карте укрепузла "Суурниеми"   (карта была дополнена и скорректирована  автором этого сообщения)
Su--5 полностью взорван. На нем надпись ИКО Карелия "Ваш подвиг не будет забыт". ДОТ сразу за частным домом и на пути к остальным поэтому не увидеть невозможно.
Su-7 и Su-6 не нашли, хотя лес буквально прочесывали. 
Su-2 и Su-3 находятся на тропе-просеке, перпендикулярной к надолбам. Найти довольно легко. Su-2 (его  ИКО Карелия обозначает как Su-1, но это не согласуется с картой) сильно порушен, но поглядеть стоит. Su-3, батальонный КП, довольно неплохо сохранился, можно погулять по внутренним помещениям, есть колодец. 
Su-1  искали долго но так и не нашли. На той высоте где он должен быть - небольшой холм и куча проволоки. 
Su-4 - еще один КП. Частично сохранились казармы. В одном из закутков даже кто-то недавно жил - оборудована перегородка, дверь. Под бывшим НП лежит верх бронекупола (по щели). Говорят это последний сохранившийся бронекупол на линии Маннергейма.

Проезд с трассы "Скандинавия": от точки "А" (это примерно 109 км. Скандинавии) по приложенной карте поворот направо.  Если проселок окажется непроходим, то можно попробовать заехать дальше. Не доезжая до поворота на Лейпясуо примерно 0,5 км вправо будет еще один проселок. Если поехать по нему то попадешь на пересечение проселков в точку "Б" и далее по карте. Кстати, в точке "А" имеется  еще и поворот налево. Так вот, этот проселок через 2 км. выходит к ДОТам укрепузлу "Лейпясуо" (см. выше)


ДОТы у северного берега оз. Глубокое (Укрепузел "Муолаа")
Совмещение современной карты и финской схемы дало такой результат: карта укрепузла "Муолаа"   После размещения этой карты мне пришла информация о этом узле. Автор сообщения, воспользовался этой картой и вот его описание:
      В конце сентября были проездом около оз. Глубокого, воспользовавшись картой, взятой с Вашей странички, решено было поползать по местности. Все обнаруженные ДОТы подорваны и большинство превращены в местные помойки - почти до верха завалены мусором. 1 и 2 находятся по обочинам шоссе и даже если ехать быстро, то не заметить сложно. 3 и 4 на обочине проселочной дороги, 3 можно сразу и не заметить из-за листвы и кустарника. 5 и 6 находятся под большой ЛЭП, подъезд по дорожке отходящей вправо от основного проселка, 6 - на другой стороне ЛЭП, 5 - если забраться на крышу 6-го, то его будет видно (ну метров 200) Карта местности не соответствует тому, что есть на самом деле.
Фото ДОТов укрепузла "Муолаа"    Номера ДОТов согласно карте. Сообщение и фото прислал: Mikhail A. Vasilyev
Еще материалы по этому укрепузлу

И вот еще новые сведения о расположениии и состоянии ДОТов в другой части укрепузла Муолаа присланные участником недавнего пешего похода по линии Маннергейма  Петром (Rainbow).  Нумерация   так же соответсвует карте укрепузла "Муолаа"   (карта была дополнена и скорректирована  автором этого сообщения)

№7. Большой артиллерийский ДОТ, видимо 1-го периода постройки (торчат железные балки). Полностью взорван, развалины очень большие. 
№8, № 9.  ДОТы первого периода, небольшие. Расположены с обоих сторон холма, справа от дороги идущей через поселок. Первый ДОТ хорошо виден с дороги, второй сразу за высотой. Побиты сильно, но устройство угадывается.
№10. ДОТ той же конструкции, что почти повсеместно на Салменкайте. Второго периода постройки, фланкирующий. взорван хорошо, но не полностью. Интересно прикинуть направления огня - как раз по озерам.
Три последних ДОТа  можно и не смотреть - ничего особенно интересного не сохранилось. Все 4 найти было довольно легко.


    ДОТы на реке Салменкайта (Булатная). (Укрепузел "Салменкайта")
   Едем по стаpомy шоссе на Выбоpг. После поселка Красносельское ~чеpез 4 километpа повоpот напpаво - на Климово (пpисyтствyет yказатель). Проезжаем Климово, мост чеpез pечкy Пчелинка. Пpимеpно через 700 метров - поворот налево (на Зверево, Баpышево). Едем до моста чеpез Бyлатнyю. Пропускаем ~ через 1 км дорогу направо через заболоченное поле. После нее метpов чеpез 800 (? не помню) напpаво доpога в лес. Cвоpачиваем. (Если вы доехали до асфальтированного  поворота направо с небольшими табличками 'N-ский охотничий заказник' по обеим сторонам дороги - значит, проехали мимо :) Дорога, на котоpyю мы свеpнyли, идет почти параллельно реке. Вдоль этой доpоги, собственно, и pасположены доты. Также наблюдаются во множестве развалины хуторов, окопы и непонятные мне бетонные углы высотой около 15 см. Судя по информации из книги общества 'Каpелия' и с www.winterwar.com, дотов должно быть 30, но, т. к. мы особо от доpоги не отдалялись, то видели всего два. Оба взоpваны. Пеpвый - сpазy после ответвления доpоги налево. Второй - километра через три справа от дороги в перелеске, метрах в тридцати. Hомеpов на дотах нет. Во втором сохранилось довольно много целых помещений, но он полyзатоплен. Внyтpи под водой валяется много аpматypы, деревянных изделий типа лестниц (?) и прочего железа. Деpево хоpошо сохpанилось, по крайней мере визуально. Доты, по моим впечатлениям, pазмеpом с 'Форт Поппиуса'. 
    ps: соответствие дорог картам наблюдалось только наполовинy . :( (Использовался атлас Каpельского пеpешейка выпyска 1997 года - километpовый и 500-метpовка выпyска 1991), значительно более похожая на местность картина - на финских картах. 
   pps: все доpоги пpоходимы для автотpанспоpта.
Схема
Про Доты на реке Салменкайта рассказал Daniel Smelov

От автора. Я совместил современную карту (1см=500м) этого района с финской схемой оборонительного узла, и  получилось следующая карта укрепузла "Солменкайта" . Двойными кружками обозначены ДОТ найденные нами во время изучения укрепузла. Далее по этой карте дана нумерация  и координаты объектов. Нумерация ДОТов на этой карте совершенно условная и не имеет никакого отношения к номерам ДОТов по финской или советской классификации. ДОТы под номерами 9-21 описаны чуть ниже, в сообщении Петра (Rainbow)

Этим летом мы посетили эти места и вот что мы там нашли. 
(Так же можно ознакомиться с еще одним описанием этого маршрута ЗДЕСЬ)

Пересекаем р. Булатную и едем до поворота на Барышево. Поворачиваем. Вскоре будет поворот на гравийную дорогу (на этом повороте лежит сломанный шлагбаум). Едем по гравию, пока справа не покажется дачный домик. Между домиком и гравием могила 3 лыжников РККА. Едем дальше. Метров через 200 справа в 20 метрах от дороги взорванный ДОТ №1 . Едем дальше до поворота налево в поле. Съезжаем (ОСТОРЖНО, на повороте по центру глубокая  яма). Сразу будет развилка, нам по левой дороге в поле. Дорога будет изгибаться и забирать влево, потом через поля выйдет к трассе бывшей ж/д. Не ошибетесь. Трасса эта совершено прямая и ровная. Поворачиваем направо и едем, пока слева прямо у насыпи не увидите ДОТ №2. Дальше ехать не надо т.к. там негде будет развернуться (насыпь достаточно узкая и крутая). Смотрим ДОТ №2, переходим на другую сторону насыпи и ищем второй ДОТ №3. Он метрах в 50 и чуть назад. ДОТ интересный. Взрывом с него сорвало крышу, но внутренние перегородки и амразуры остались целы. Виден как бы план дота. А слетевшая крыша вздыбилась огромным утесом. Возвращаемся к машине, разворачиваемся и едем назад,  к повороту с полевой дороги (можно при желании оставить машины у ДОТа и пройти по насыпи дальше, там метров через 200 будет река и разрушенный мост). На половине обратного пути до поворота  справа  близко от насыпи на горке будет еще один ДОТ №4. Смотрим. Едем дальше до поворота с полевой дороги. Проезжаем дальше за поворот по насыпи метров 200 до еле различимого съезда с насыпи налево. Оставляем машины и идем перпендикулярно насыпи в лес. Следующий ДОТ №5  находиться примерно метрах в 100 от трассы ж/д . Пожалуй это самый сохранившийся ДОТ линии Маннергейма из всех что я видел. У него взорваны только непосредственно сами амбразуры, а все остальное совершенно целое. Во втором помещение от левого входа, справа в углу отлично сохранившийся и очень глубокий колодец.  Будьте крайне осторожны. Вылезти из него самостоятельно невозможно. Возвращаемся к машине и едем дальше по трассе ж/д до поворота направо. Поворачиваем и едем по этой дороге до конца никуда не сворачивая (будут встречаться ответвления влево). На первом повороте направо, внутри поворота большая прямоугольная яма. Мы посчитали, что это котлован недостроенного ДОТа №6. Далее дорога будет петлять, выйдет на гребень сопки и в конце концов спуститься прямо к реке. Один из ДОТов №7 находиться в месте где дорога ближе всего подходит к реке и поворачивает налево к дачным домикам. ДОТ №7 находиться сразу за дорогой внутри поворота,  а река метрах в 20 с другой стороны дороги. Садимся в машины и едем назад. Как только отъедем от реки и поднимемся по крутому каменистому подъему - останавливаемся и выходим. Идем налево по верху сопок. Там среди траншей, метрах в 200-300 от дороги еще один ДОТ №8. Вернуться на шоссе можно как и тем же путем как приехали, так и по трассе ж/д в сторону Барышево. Местные жители советовали возвращаться на шоссе по полю, т.е. так как приехали, т.к. до Барышево далеко ехать по трассе ж/д,  хотя проехать при желании можно.

Координаты для GPS ДОТов  укрепузла Салменкайта, система координат WGS84

ДОТ №1    N 60°38'51,3"  EO 29°35'35,5"
ДОТ №2    N 60°38'52,2"  EO 29°37'44,5"
ДОТ №3    N 60°38'54,7"  EO 29°37'49,4"
ДОТ №4    N 60°39'01,8"  EO 29°37'34,7"
ДОТ №5    N 60°39'09,6"  EO 29°37'09,6" 
ДОТ №6 (котлован) -  координаты не зафиксированы
ДОТ №7    N 60°39'03,8"  EO 29°37'22,8"
ДОТ №8    N 60°38'58,3"  EO 29°38'07,5"
(координаты  любезно предоставлены  Егоровым Андреем)
 

И вот еще новые сведения о расположениии и состоянии ДОТов в другой части укрепузла Салменкайта присланные участником недавнего пешего похода по линии Маннергейма  Петром (Rainbow).  Нумерация (не в скобках) так же соответсвует карте укрепузла "Салменкайта"   (карта была дополнена и скорректирована  автором этого сообщения)

№9. (Ма-15) - Находится сразу за двумя недостроенными домами из красного кирпича, в 20-25 м от линии надолб. ДОТ типовой для этих мест конструкции. Достаточно хорошо сохранился. Частично сохранились внутренние стены. Полностью цела крыша (можно оценить форму, скаты, основание бронекупола). Внутри - осколки бронекупола, разный хлам времен войны, чьи-то кости (немного).
№10. (Ма-36) - Командный пункт (или просто укрытие?). Стоит на поле в 100 м от №9. Почти полностью скрыт кустами, поэтому виден не сразу. Сохранился хорошо, взрыв видимо был несильный. Целы крыша, три внешних стены (во фронтальной мощная выбоина от прямого попадания). Заднюю стену вместе с дверями вышибло взрывом. Сохранилась планировка помещений.
№11. ДОТ сильно разрушен взрывом.  ДОТ интересен большим количеством предметов времен войны:  гильзы, противогазы, котелки  и т.п.
№12. Не достроен. Видимо собирались строить т.к. на этом месте лежат мешки с окаменевшим 60 лет назад цементом. 
№13. (Ма-26) Типовая конструкция. Взрывом проломило крышу и ДОТ  развалился. Внутрь можно залезть, но не интересно. Особенно смотреть здесь нечего, за исключением остатков бронекупола: в основании до сих пор стоит единственный сохранившийся ролик (подшипник), из тех, на которых вращалась защитная задвижка наблюдательных щелей (если я, конечно, правильно понимаю). Ролик как новый - сверкает и крутиться бесшумно.
№14. (Ма-25) Типовая конструкция. Хорошо сохранились некоторые внешние стены и крыша. Дает представление о габаритах и планировке местных ДОТов. 
№15. (Ма-13) Типовая конструкция. Разрушен и скрыт лесом и кустарником. 
№16. Не достроен. Есть котлован характерной формы.
№17. (Ма-43) Также не достроен. Интересная особенность - в центре котлована, подготовленного под этот ДОТ, сначала был вырыт и укреплен бетонными кольцами колодец. В колодце стоит довольно чистая вода. Вокруг котлована следы стройплощадки.
№18. (Ма-23) Типовая конструкция. Сильно разрушен взрывом. Одну плиту отбросило на 50 м. Сохранилась плита с амбразурой для ручного пулемета, прикрывавшей вход в ДОТ.
№19. (Ма-42) Не достроен. Подготовлен котлован с колодцем.
№20. (Ма-22) Сильно разрушен взрывом. Смотреть нечего.
№21. (Ма-11) Типовая конструкция. Частично сохранились стены и крыша. Можно пройти в помещения. Не доходя 50 м до этого ДОТа справа от дороги следы строительства - окаменевший цемент в мешках, железо, сгнившие носилки, груда камней.
Комментарии:
Рекомендуются для посещения: 9, 10 и 14 - обязательно. 11 - при желании. 
Карта соответствует почти полностью. Скорее всего не существуют (по крайней мере нам их найти не удалось) ДОТы: которые в парах с 13-м и 15-м; тот который между 1, 9 и 10; тот, который южнее 19-го. Это по результатам поисков и разговоров с местными, но надо проверить еще раз.
Ко всем достроенным/начатым ДОТам ведут старые финские дорожки.  В районе большое количество руин финской деревни (каменные фундаменты, погреба). Поначалу мешали ориентироваться.


   Если интерес к укреплениям линии Маннергейма у Вас общеознакомительный и тратить целый день забираясь в глубь лесов  Вам не хочется или нет на это время, то можно ограничиться осмотром самых доступных сооружений: командного бункера укрепузла "Суммакюля" на дороге Каменка-Выборг и двух ДОТов укрепузла "Инкиля" на Приморском шоссе около оз. Высокинское. Их осмотр можно совместить с поездкой в Выборг. Бункер можно посмотреть по дороге в Выборг, ДОТы на обратном пути. Надо только правильно составить маршрут. В Выборг в этом случае надо ехать не по автобану, а по шоссе через Каменку, а обратно возвращаться по Приморскому шоссе. 


   Имеются так же карты-схемы трех узлов обороны:  Карта №1 Укрепузел "СУММАЯРВИ" и "СУММАКЮЛЯ"   (390 KB), Карта №2 Укрепузел "Суурниеми" (155 KB), Карта №3 Укрепузел "Инкиля" (161 КB).На картах отмечены и пронумерованы все сооружения данных укрепузлов и имеется схема огневого взаимодействия (сектора обстрела). 
   Условные обозначения на картах №1, №2, №3: Стрелками обозначены направления стрельбы. Можно понять как ДОТ взаимодействовали. На всякий случай привожу расшифровку условных обозначений. На картах их нет. Могу  только попытаться расшифровать их исходя из того, что я видел на месте этих  обозначений. Ромб с ромбиком внутри - (SK-16) командные пункты, Круг с кружочком   внутри и стрелками директрис огня - (SJ-5, SJ-4) центральные ДОТ основной линии  узла обороны (имеющие артиллерию? или подземные казармы), Залитый ромб с кружочком  внутри и стрелками- (SJ-2) вспомогательный ДОТ огневой поддержки (артиллерийский,   минометный и т.д.) или укрепленные арт. позиции, Пустой круг с стрелками - (SJ-3) ДОТ основной линии узла обороны (пулеметные без казарм), Пустые ромбы - (SJ-7)  наблюдательные пункты, убежища, Круг с гориз. линией внутри - (SK-6) ДОТ основной  линии узла обороны (различия с другими ДОТ не знаю, мало что осталось), Ромб с гориз. линией внутри - (SJ-6, SJ-10) тут трудно сказать, от них почти ничего не осталось (холм с ямой внутри и следами ходов снаружи) , могу предположить, что это ДЗОТ или казармы (убежища) пехоты или склады, вообщем вспомогательные сооружения. Вроде все. Номера сооружений брал в качестве примера с карты 1. Из них ДОТ "Миллионный" имеет номер SJ-5, "Форт Поппиуса" - SJ-4, большой ДОТ   артподдержки - SJ-2, главный командный пункт узла Сумма - SK-16. Высота 65,5 находится рядом с ДОТ "Форт Поппиуса".



Внимание!!!
В районе расположения финских укреплений могли остаться мины и боеприпасы
(Предупреждали все, кто помог мне сделать эту страницу и был там лично) 
Подумайте, прежде чем ехать искать ДОТы. Будьте внимательны и осторожны. Следите за детьми. 

Назад

WebStudio Banner Network