Минское шоссе

В принципе собственно Минское шоссе идет по местности малоинтересной, обходя стороной как крупные населенные пункты, так и вообще какие-либо старинные села, поскольку строено всего только в 1930-х годах. Поэтому большинство сколь либо интересных мест находится в стороне от шоссе.
Параллельно Минскому шоссе, справа от него, проходит шоссе Можайское (А100). В связи с этим здесь описаны, преимущественно, селения, находящиеся слева от шоссе.

16-й км шоссе. Пересечение с МКАД.

21-й км шоссе.
Поворот влево и через 2 км - мост на речке, а за мостом слева от дороги - усадьба Измалково, сейчас занятая детским санаторием. От старины тут остался старый деревянный дом в два этажа в стиле ампир, окруженный липовым парком. Здесь провел свои детские годы известный славянофил и участник реформы 1861 года - Юрий Федорович Самарин. Восточнее дома когда-то стояла каменная церковь середины XVIII века, но ее еще в 1930-х сломали.
Далее, за усадьбой, к югу и востоку располагается писательский дачный поселок Переделкино, в нескольких писательских дачах теперь устроены дома-музеи. Тут я не специалист.
Если свернуть вправо, и проехать еще с километр, то после еще одного моста на речке будет заметна впереди церковь. Это бывшая усадьба Лукино. Преображенская церковь здесь - самая старая постройка, еще 1820-х годов. Весь усадебный ансамбль был капитально перестроен в 3-й четверти XIX века бароном Михаилом Львовичем Боде. Будучи одним из наследников старого боярского рода Колычевых, барон принял фамилию Боде-Колычев и превратил свою усадьбу в мемориал, посвященный памяти семейства Колычевых. Многие здания были переделаны по составленным им самим проектам при помощи известного в те годы художника и знатока древнерусского искусства Ф. Г. Солнцева. Получилось не очень похоже на старину, но весьма забавно. Даже сейчас, когда многие постройки утрачены, усадьба представляет определенный интерес. Так, чтобы придать старинный облик ампирной церкви, на ней доставили несколько луковичных главок, а к входам приделали крыльца на пузатых столбах. С севера к храму пристроена церковь-усыпальница, богато украшенная изразцами и белокаменной резьбой, воспроизводящей древнерусские аналоги. Помимо церкви, от усадьбы остался теремок над въездными воротами, также выстроенный в псевдорусском стиле, и часть ограды с башнями.

44-й км шоссе.
Поворот влево на Сидоровское. Через 1 км - само село Сидоровское. Здесь сохранилась Никольская церковь, выстроенная в 1680 году. В конце XIX века ее здание было расширено двумя приделами, однако в целом неплохо сохранило вид постройки XVII века - пятиглавая, с низенькой шатровой колокольней. Сейчас церковь возвращена верующим и в целом отреставрирована.

45-й км шоссе.
Пересечение с Малым Московским кольцом (А107). Свернув у корпусов Голицынского автобусного завода влево, на кольцевую, можно попасть в село Петровское. ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПОСЕЩЕНИЮ. Ехать туда около 7 км. Дорога идет мимо воинских частей - здесь в Алабино расквартирована гвардейская Таманская мотострелковая дивизия. Затем дорога по мосту пересекает речку Десну. Сразу за мостом, влево - поворот в соседнее село Бурцево. С дороги видна тамошняя Вознесенская церковь, построенная в 1730-х годах - постройка довольно оригинальная. В настоящее время она находится в плачевном состоянии. Бурцево и соседняя деревня Юшково - крайняя точка продвижения немецких войск в 1941 году - в ходе наступления 1-2 декабря 1941 года им удалось прорваться лесными дорогами через кубинский полигон и занять Юшково, где противника остановили. Однако уже утром 4 декабря их отсюда выбили и оттеснили обратно, на рубеж реки Нары, а вскоре и вообще погнали захватчиков прочь. За мостом сама дорога сворачивает вправо и начинается село Петровское. Чтобы попасть в усадьбу надо вскоре после поворота свернуть с кольцевой влево, к церкви. Усадьба Петровское некогда была едва ли не красивейшей к юго-западу от Москвы. Она была отстроена в 1770-1780-х годах Никитой Акинфиевичем Демидовым - богачом и меценатом. Из трех сыновей знаменитого заводчика Акинфия Никитича Демидова он один продолжил отцовское дело, открыв еще несколько металлургических заводов. Все усадебные постройки были спроектированы знаменитым архитектором М. Ф. Казаковым. Справа от дороги стоит невысокая колокольня 1780-х годов, а за ней - Покровская церковь, выстроенная в 1858 году и избежавшая закрытия после революции. С другой стороны от дороги, напротив колокольни, за забором - прямоугольное обшарпанное здание с забитыми деревом окнами. Это вторая, более старая сельская церковь - во имя Петра Митрополита. Она была выстроена вместе с колокольней, в 1780-х. Именно в ней под чугунными, отлитыми на уральских заводах надгробьями, были похоронены Н. А. Демидов и его близкие. Однако сейчас говорить о сохранности демидовских могил не приходится. Проехав чуть дальше от церквей по мощеной булыжником сельской улице можно увидеть и то, что осталось от усадьбы. Главный усадебный дом в плане восьмигранный. Изначально его увенчивал купол, на котором стояла статуя Екатерины II. Сейчас от дома остались только толстые внешние стены - перекрытия обрушены. Руины заросли деревьями, кустами, и производят сильное впечатление. С четырех сторон от дома стоят небольшие флигеля. В одном из них сейчас живет князь Евгений Алексеевич Мещерский - инженер по образованию, потомок последних перед революцией владельцев усадьбы - князей Мещерских. Им собран небольшой домашний музей, посвященный истории рода Мещерских и усадьбы.

64-й км шоссе.
Слева с шоссе, у поставленного на постаменте танка, съезд к музею бронетанковых войск в Кубинке. ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПОСЕЩЕНИЮ. См. напр. http://www.kubinka.ru/kubinka/.   Затем дорога проходит под эстакадой. Влево дорога на Наро-Фоминск.

69-й км шоссе.
Поворот влево на Рыбхоз Нара. Дорога подходит к большим прудам - фактически озерам - рыбного хозяйства, устроенным в верховьях речки Нары. Свернув снова влево в деревне Чупряково, по дамбе переезжаем один из прудов, проезжаем деревню Аксаково и примерно через 2 км проселка попадаем в село Дютьково. Здесь цела выстроенная на рубеже XIX-XX веков Рождественская церковь, ныне заброшенная. На стенах ее следы от попаданий снарядов - память о 1941-м годе.

87-й км шоссе.
Пересечение с Большим Московским кольцом (А108). На перекрестке, слева от шоссе - памятник Зое Космодемьянской. Чтобы попасть в деревню Петрищево - место ее подвига, надо свернуть влево на кольцевую, проехать по ней около 3 км до деревни Грибцово, а там свернуть вправо. Дорога приводит прямо в Петрищево, до которого от поворота 2 км. В деревне существует музей, посвященный Зое Космодемьянской. ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПОСЕЩЕНИЮ.
По кольцевой, съехав влево, можно попасть и в ряд старых, примечательных архитектурными памятниками селений. Через 2 км от поворота на Петрищево поворачиваем с кольцевой влево, и проехав еще пару километров попадаем в село Архангельское. Тут существовала усадьба знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове - главного архитектора комиссии, восстанавливавшей Москву после пожара в 1812 году; автора проектов Большого театра и Триумфальных ворот (что теперь стоят на Кутузовском проспекте). От усадьбы осталась выстроенная Бове в 1822 году в стиле ампир церковь Михаила Архангела, весьма красивая. Сейчас она отдана верующим и ремонтируется.
Если от поворота на Архангельское проехать по кольцу еще 3 км, а затем свернуть вправо, то через 8 км попадем в село Богородское. Здесь в начале XIX века выстроил свою подмосковную усадьбу министр финансов в годы правления Александра I, граф Гурьев. Богатая усадьба сильно пострадала после революции и в войну. Сейчас на ее территории находится Дом Отдыха, и немногие уцелевшие хозяйственные постройки сильно перестроены. Уцелела, однако, выстроенная в 1807 году Покровская церковь. Она неплохо сохранилась, в настоящее время возвращена верующим.

96-й км шоссе.
Памятник летчикам - защитникам Москвы - истребитель Як-3 на высоком постаменте. Поставлен в 1969 году.

100-й км шоссе.
Прямо слева от шоссе - село Пушкино. Здесь стоит Успенская церковь. В основе своей она 1760-х годов, но многократно реконструировалась и переделывалась. До последнего времени в ней была мастерские сельскохозяйственной техники, оставившие на память о себе проломы в стенах. Теперь она пустует, однако внешние архитектурные ее формы сохранились неплохо.

109-й км шоссе.
Здесь дорога пересекается с шоссе Можайск - Верея. Вправо - на Можайск, влево - на Верею. По дороге влево 4 км - село Борисово. Село большое, населенное.
Некогда - Царев Борисов городок. При Борисе Годунове тут на Протве была выстроена каменная крепость - небольшая квадратная в плане цитадель с четырьмя башнями по углами и стройной шатровой церковью огромной высоты - почти как Иван Великий. Крепость стояла на холме между Мжутью (с севера) и Протвой (с юга), и даже поучаствовала в боевых действиях в Смуту - в 1618 году в "королевичев приход" она даже была сожжена и более не восстанавливалась, что и обусловило ее печальную участь.
Крепость была заброшена и к началу XIX века была полностью разобрана, как и шатровый храм. От нее осталось городище небольшое по размерам, с запада ограниченное рвом. Оно находится на восточной окраине села, там теперь устроено сельское кладбище.
В селе осталась сельская Воскресенская церковь, выстроенная в 1811 году. На ее постройку пошло немало кирпича от сломанных крепостных сооружений. Церкви тоже не повезло - она была закрыта, сломана колокольня, разобрана ротонда. Забавно, что у нее трехапсидный алтарь - словно бы от старого здания. Впрочем, до начала XIX века каменной церкви на этом месте не было. Сейчас церковь вновь отдана верующим, но еще не отреставрирована. Церковь стоит на юго-восточной окраине села, у выезда на Верею, над Протвой, справа от дороги и моста через реку. Крепость была влево от моста, чуть в стороне, на том же берегу, что и село.

115-й км шоссе.
Снова пересечение с дорогой. Вправо - опять в Можайск. Влево - в отдаленные села на Протве, эта дорога делает большой полукруг и позже снова выходит на Минское шоссе в районе 132-го км. Можно проехать по этому полукольцу - это 50 км.
На его 10-м км - село Тропарево. Здесь мост через Протву, у моста справа - старая Покровская церковь в стиле нарышкинского барокко, построенная в 1713 году князьями Коркодиновыми. Церковь отреставрирована, а с недавнего времени действует. Когда-то тут существовала и усадьба, в которой в 1870-х годах гостили известные народники-террористы из "Земли и Воли" - Желябов, Перовская, Морозов и др. - та самая компания, что в конце концов убила императора Александра II. От усадьбы уцелел сильно запущенный парк.
На 16-м км полукольца - поворот вправо в большое село Сокольниково (1 км). Там когда-то была церковь Космы и Дамиана 1881 года. Но она, вероятно, не уцелела.
Вскоре после поворота в Сокольниково поворот влево. Если свернуть через 3 км деревня Юрлово. В ней стоит Воскресенская церковь 1726 года - строение дворян Березниковых. Церковь долго упорно разбирали на кирпич, пока не остался основной объем стандартной компоновки - "восьмерик на четверике", да чуть в стороне - основание от колокольни. Вид у уцелевшей части достаточно курьезный.
На 28-м км полукольца - село Губино. Слева от дороги, в стороне - Никольская церковь, выстроенная в 1819 году Воейковыми в стиле классицизма. Позже, в 1866 году, старую трапезную между храмом и колокольней заменили новой, более обширной. Церковь заброшена и находится в плохом техническом состоянии.
На 33-м км полукольца - село Ивакино. Влево от дороги - Дмитриевская церковь 1814 года, в стиле классицизма. Здание сильно разрушено - уцелела только колокольня, а также основной объем, лишившийся венчания.

117-й км шоссе.
После моста подъем на горку. Вправо деревня Чебуново, влево - полевая дорога. По ней через 2 км - село Сивково. Тут стоит Преображенская церковь 1687 года. Ее выстроил тут патриарх Иоаким, некогда, еще в годы армейской службы (тогда он был рейтаром Иваном Савеловым), купивший эту деревню. Церковь неплохо сохранила декоративное убранство конца XVII века, ассиметричная. С запада в 1828 году построена колокольня. Портит храм поздний, мало чему соответствующий барабан с главкой на вздутом куполе. Церковь была закрыта, но опекалась и еще в 1970-х была в приличном состоянии. ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПОСЕЩЕНИЮ.

125-й км шоссе.
ДОТы. Ну, тут уж я не спец. Но тоже любопытно. Вправо от дороги - село Ельня. Тут была Знаменская церковь 1793 года, но, судя по всему, ее сломали.

132-й км шоссе.
Пересечение с дорогой. Влево уходит полукольцо, начинающееся на 115-м км. Вправо - дорога на Уваровку. Проехав по последней 4 км поворот вправо. Село Колоцкое. ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПОСЕЩЕНИЮ. Издали заметна колокольня. Это Колоцкий монастырь, основанный в 1413 году. История его основания интересна. Где-то в этих местах в начале XV века крестьянин Лука, расчищая под пашню лес, нашел на дереве образ Богоматери - складень, т. е. на центральной доске Богоматерь с Младенцем, на боковых створках, которые можно и закрыть - Илья Пророк и Николай Чудотворец. Икона оказалась чудотворной. Лука был мужичок хитрый, и принялся с иконой ходить по селам и деревням, рассказывать о чудесах от нее, собирать богомольцев. На этом он неплохо подзаработал, завел дом богатый и пр. В конце концов он чем-то оскорбил ловчего можайского князя Андрея Дмитриевича, и тот по простоте душевной спустил на Луку медведя. Лука выжил, но покалечил его зверь сильно. Тут пришло время Луке задуматься и о душе своей - в бизнесе на святыне он покаялся, на собранные деньги на месте явления образа устроил мужской монастырь, где и постригся и монахом в нем умер. Монастырь Колоцкий тоже был богат, немалые вклады в него делало местное дворянство, имел он и немало крестьян, и богомольцами посещался. Однако по расположению на западных подступах к столице страдал он постоянно - в Смуту был разорен до основания. Позже монастырь вновь отстроили, выстроив те здания в стиле барокко, что сейчас целы - Успенский собор (в основе своей начала XVII века, но капитально перестроен в середине XVIII века), колокольню, стены с башнями (от них почти ничего не осталось) и кельи. В 1812 году монастырь вновь был разграблен, дважды у его стен происходили бои. Восстанавливали его после Отечественной долго - до конца 1820-х.
После революции монастырь, как водится закрыли, поместив в нем интернат для глухонемых детей. В Великую Отечественную он сильно пострадал, многие постройки были порушены и долго реставрировались. С 1997 года он восстановлен как монастырь, теперь женский, монахинями из Спасо-Бородинского монастыря. В главный монастырский праздник, 22 июля, устраивают крестный ход от монастыря к часовне над родником на месте, где крестьянин Лука нашел чудотворный образ.

141-й км шоссе.
Здесь расположен мемориал "Их было десять тысяч" - в память воинов частей 5-й армии, погибших здесь в ходе наступления зимой 1941-1942 годов. Мемориал сооружен в 1967 году. Наступление наших войск под Москвой остановилось примерно так на рубеже 155-160-го км шоссе, примерно на границе со Смоленской областью. Там фронт в феврале 1942 года стабилизировался, и линия фронта оставалась неизменной свыше года - до марта 1943 года. Вероятно, в тех местах с той поры остались и какие-то фортификационные сооружения, однако точно утверждать не могу.
Здесь же снова пересечение с дорогой. Направо - в Уваровку. Налево - в село Мокрое. До него 3 км. Тут стоит здоровенная Никольская церковь. Сам храм построен в 1807 году, примыкающие к нему большая трапезная и колокольня - в 1890-х. Сейчас церковь заброшена и находится в скверном состоянии - окна выломаны, кровли содраны, в стенах проломы. В селе, около церкви, протекает река Протва - та самая, на которой стоят Верея и Боровск. Ее исток в лесу чуть западнее села.

148-й км шоссе.
На вершине холма поворот вправо - к станции Дровнино. Справа от дороги, в низине, примерно в 1-1,5 км в стороне от нее, судя по всему исток реки Москвы. Здесь сливаются вместе несколько не то ручьев, не то речушек.


Комментарий автора сайта.
Данное путешествие можно совместить с посещением Бородинского поля, выбрав его как заключительную цель поездки. В этом случае маршрут лучше всего состваить следующим образом: проехать по Минскому шоссе до 148 км,   осматривая все что описано выше, но пропустив объекты у 132 км, потом повернув обратно в Москву свернуть у 132 км. уже налево (т.к. едем уже обратно) к Уваровке и у с. Суконниково повернуть направо в сторону Можайска. Посмотерть все что предлагается к осмотру в этом районе и затем проехать до Бородинского поля по Можайскому шоссе. Затем  проехать через Можайск и далее снова выехать на Минсоке шоссе и вернуться в Москву. Или по другому: что бы успеть попасть в музей Бородинского поля до закрытия, можно повернуть на Можайск у 109 км, посмотреть Бородино и затем проехать дальше по Можайскому шоссе к Суконниково и затем выехать на Минское шоссе и проехать до 148 км. Затем, уже в обратном порядке по тексту, осматривать достопримечательности, возвращаясь в Москву. Вообщем, тут могут быть разные варианты маршрута. Предполагаемое минимальное время на все путешествие - не менее 9-10 часов. Расстояние - не менее 350-400 км.


НАЗАД 

WebStudio Banner Network