КРЕПОСТИ
Крепость Копорье  Фото
Искать: В сторону Эстонии, между г. Сосновый Бор и г.Котлы. 13 км. от залива. Ехать по Кингисепскому шоссе (Е20), у с. Бегуницы направо к заливу ~20 км. Или другими путями по карте. По дороге вдоль залива не проехать, т.к. Сосновый Бор является закрытой зоной (АЭС) и на дороге за Б. Ижорой есть КПП. От Питера ~1,5 часа Входы: слева снизу пролом в стене и ход в стене наверх (сложно), через ворота (сложно), с обратной стороны у дальней башни пролом в стене (легко), справа снизу пролом в стене (легко). Простой доступ почти во все внутренние помещения башен. Входы сверху. С дальней башни в хорошую погоду виден Финский залив. Для тех кто любит не засиженные экскурсиями места - то что надо. Музея и другого присутствия государства в крепости нет. 
Соблюдать ОСТОРОЖНОСТЬ!!! Ограждений нигде нет (внутри башен тоже, некоторые не имеют внутренних перекрытий). Высота большая. Состояние очень ветхое - могут быть обвалы. Следите за детьми!!!
КОПОРЬЕ история крепости 
ПОДЗЕМЕЛЬЯ крепости.    ЛСП

Крепость Старая Ладога  Фото
Искать: между г. Новая Ладога и г. Волхов. Шоссе на Шлиссельбург и далее по правому берегу Ладожского озера до Новой Ладоги. Направо 5 км. Вернуться можно через Волхов. От Питера ~1,5-2 часа. Не доезжая до Старой Ладоги ~1 км со стороны Новой Ладоги слева на берегу р. Волхов находятся старые курганы. По легенде под одним из них лежит Вещий Олег (тот, которого укусила змея) Очень красивые места. В крепости находится собор Св. Георгия представляющий новгородскую архитектуру 12 века. Очень известное сооружение. В городе еще кроме крепости и курганов есть 2 монастыря, церкви. Тихий провинциальный городок.

ПОДЗЕМЕЛЬЯ крепости. ЛСП
Старая Ладога
ТАК ВОТ ГДЕ ТАИЛАСЬ РОССИЯ МОЯ...
ЗДЕСЬ БЫЛА СТОЛИЦА РОССИИ
Еще про Старую Ладогу (из конференции на Авто.ру)


Кронштадт.
Интерес представляют оборонительные сооружения. Самое крупное, куда можно проехать, это береговая батарея на дальнем конце острова в сторону залива. Проезд: по дамбе въезжаем на остров, сразу при въезде перекресток. Налево в город, прямо на следующую дамбу, направо к батарее. Дорога проходит мимо кладбища, затем мимо дачных участков и входит в небольшой туннель под огромной насыпью. Это насыпь и есть часть береговой батареи. Сама батарея за туннелем налево. Асфальт идет вдоль насыпи и уходит вправо. Нам прямо по проселку дальше вдоль насыпи. Затем налево в еще один туннель. Выезжаем в огромный котлован. Это и есть внутренняя часть батареи. Сами бетонные укрепления находятся наверху насыпи с внутренней стороны. Все отлично сохранилось (только пушки и механизмы сняты). Батарея поражает своими размерами. К большому сожалению почти все сооружения чрезвычайно загажены и исписаны заборными надписями и граффити. Но тем не менее очень интересно. Еще можно проехать на островные форты вдоль дамбы. Их два, куда можно въехать на машине. Конструкция и архитектура одинаковы. Казармы, склады, доты. Первый от материка чуть больше и лучше сохранился. Полная разруха и кучи мусора. Бомжи. Однако, несмотря на это интересно. Красивые виды на море, Кронштадт и Питер. Песок, вода, ветер, история. Съездить стоит в любом случае. Пока кто-нибудь не устроил в них казино или ресторан. Помните: на дамбе скорость 40 кмч. ГИБДД не спит, караулит. Осторожно.
Форт "Константин" На перекрестке при въезде на остров никуда не сворачиваем и едем прямо до конца. Огромный форт слева. Рекомендую обратит внимание на пятиорудийную батарею, которая будет первой справа. С фронта она защищена толстенной изогнутой бронеплитой с амбразурами для орудий. Для осмотра всех помещений этой батареи нужен хороший фонарь. Форт впечатляет своими размерами. Целая крепость.
Кронштадт
Крепости Кронштадта
Форты Финского залива

Крепость Корела
В Приозерске. В крепости небольшой краеведческий музей. Находится на территории городского ПКиО. В принципе, ничего особенного (с Копорьем не сравнить). НО!!!  Отличная дорога. Красивые места. Да и просто полюбопытствовать. 
В городе дальше есть недействующая кирха. От Питера ~2,5 часа


Форт "ИНО" 
Форт находиться на северном берегу залива. Проезд: Приморское шоссе, остановка автобуса "21 км", Напротив остановки длинный забор и въезд на территорию военного городка. ВЪЕЗД СВОБОДНЫЙ. Основные сооружения форта расположены на территории военной части и их осмотр невозможен. Но самое крупное сооружение форта - двухбашенная четырехорудийная 12" (305 мм) батарея совершенно доступна. Заезжаем в ворота военного городка и в первый поворот налево и до конца где будет поворот направо, прямо ворота со знаком "Стоп" и ворота налево на территорию автобазы. Здесь оставляем машину и проходим через автобазу. Батарея сразу за автобазой. Сбоку к ней пристроен бетонный ангар. С этой стороны и заходим на батарею. Я был поражен. Сооружение это просто циклопическое. Высота от 4 до 10-12 метров, длина метров 200-250,  ширина метров 30, а то и больше. С тыльной стороны она выглядит как китайская стена. Сверху два огромных отверстия под башни. Батарея взорвана в 1918 году, но внутренние помещения вполне доступны. Огромные сводчатые залы, патрены, ходы, лазы. И все это в несколько этажей. Обязательно нужен с собой хороший надежный фонарь. За батареей в сторону Приморского шоссе полевое заполнение (траншеи, небольшие ДОТы, эскарпы). Если пройти за дальний конец батареи, выйти к колючей проволоке ограждения в/ч и пойти вдоль проволоки в сторону Приморского шоссе, то вскоре будет видна башня дальномера. Башня находиться за проволокой и ее можно только посмотреть снаружи. Если обойти батарею по тропинке с другой стороны, то можно увидеть остатки линии ж/д, которая обслуживала батарею. Это бетонные направляющие для шпал уходящие вверх на крышу батареи.. Возвращаемся к машине и едем дальше направо в сторону залива (там встретиться дорога в лес, но туда ездить не надо, она ведет как раз к воротам в/ч) Съезжаем вниз к гаражам. Не доезжая гаражей справа у дороги холм с бетонной расщелиной. Это укрытие для пехоты и полевых орудий. Едем к гаражам и поворачиваем налево между ними. Проезжаем гаражи и за ними поворот направо и  вниз к морю. Спуск крутой. Съезжаем почти к воде. На берегу взорванный ДОТ прикрытия форта Ино. Можно искупаться.

Прилагаю план форта Ино с нанесенным на него маршрутом. На плане жирной линией обозначено Приморское шоссе, поворот в военный городок и маршрут по территории   городка вплоть до берега моря. Выделены так же объекты, доступные для осмотра: 12" батарея, убежище,  ДОТ на берегу. Пунктирной линией обозначена территория военной части, на которую прохода нет.

Привожу так же выдержку  из мемуаров Л. Троцкого. "ПЕРВАЯ ИЗМЕНА" о судьбе форта. 
"Форт Ино, - совместно с расположенным на южном побережье Финского залива фортом Красная Горка, представляет совокупность батарей (10-и 12-дюйм.), предназначенных для воспрепятствования неприятельскому флоту проникнуть к Кронштадту и во внутренние воды Финского залива. Со стороны суши форт обеспечен очень слабо. Он был взорван красными 14 мая 1918 г. Из донесения об этом коменданта Кронштадтской крепости   Артамонова выясняется следующая обстановка: уже с 24 апреля форт был окружен белогвардейскими финскими войсками; требование белофиннов о сдаче форта было встречено отказом. Замки с орудий и большое количество имущества были вывезены в Кронштадт. Взрыв был произведен с минной станции, расположенной на форту Красная Горка, при помощи телефонного кабеля силою тока в 500 вольт."

Вот еще одна страница о форте Ино с очень хорошими фото. "Северные крепости -форт Ино"


Форт "Серая Лошадь"
Форт находиться на южном берегу залива в погранзоне Сосновый Бор. Со стороны Питера въезд туда проблематичен. В Лебяжъем пост и для проезда нужен пропуск. Нам удалось проехать с другой стороны, через Копорье. 9 мая в Керново проводилась реконструкция боя за переправу через реку Воронка и въезд был открыт. В другое время, там, вероятно тоже есть пост.
Если ехать со стороны Питера - столбик 71 км + метров 300-400 направо лесная дорога. Сворачиваем на нее. Пересекаем вскорости полотно ж/д и спускаемся к садоводству. В этом садоводстве поворот налево за зеленым домиком (от начала садоводства это метров 100) и дальше по лесной дороге в сторону залива. Дорога будет петлять, буду встречаться развилки, но ехать надо по накатаной дороге. Через ~2 км дорога выйдет к берегу залива и будут остатки ворот бывшей в/ч. Затем, через метров 500 дорога пройдет вплотную с башней дальномера. Мимо не проедете.  Это первое сооружение форта. Машину можно оставить у башни. Дальше проезда нет. Дорога огибает башню и упирается в действующий маяк, который охраняется солдатами. Скорее всего, если вас заметят, то поинтересуются, что вы тут делаете..  В башню можно залезть, но там везде очень темно. Из других сооружений форта мы нашли только двухорудийную батарею. Она находиться левее по берегу залива, метрах в 200. Батарея в неплохом состоянии (орудий, естественно нет). Можно залезть внутрь и даже без фонаря много посмотреть.

Вот еще одна страница о форте Серая Лошадь с очень хорошими фото. "Северные крепости -форт Серая Лошадь"

Там же недалеко, несколько километров ближе к Питеру, другой форт - Красная Горка. Мы туда уже не успели в этом году. Посмотреть материалы о форте  можно здесь: "Северные крепости -форт Красная Горка"

НАЗАД

WebStudio Banner Network